Самоубийца, который любил жизнь

Режиссерский дебют актрисы Екатерины Дубакиной состоялся в Театре на Малой Бронной. Премьера спектакля, поставленного по пьесе драматурга Николая Эрдмана, пройдет на малой сцене в апреле 2018 года, но уже 27 марта журналистам представилась возможность оценить работу молодого режиссера. В спектакле Екатерина одновременно исполнила и роль тещи самоубийцы -Я получила огромное удовольствие, работая над материалом пьесы, - говорит Екатерина, -наверное, Николай Эрдман - мой автор, который открыл мне себя. И я очень счастлива такой встрече. Материал очень сильный.

Спектакль «Самоубийца» - это история человеческого выбора и решения, о том, что происходит с людьми сейчас, в современном мире. Николай Эрдман написал пьесу в трудное время 1928 года, но ставить ее запретили и Мейерхольду, и Станиславскому. В социалистическом реализме никто не имел права добровольно захотеть уйти из самой счастливой модели жизни в мире. Пьеса «Самоубийца» произведение циничное с отменным чувством юмора и многозначительным подтекстом. «В моей смерти никого не винить» - это неправильно составленная предсмертная записка, стреляться нужно за идею, гибнуть нужно за правду. Режиссер сгладила политический аспект пьесы, не стала создавать карикатурные образы, она отобразила на сцене свое современное видение человеческой психологии. -Возможно, тут аукнулся Мейерхольд немножко, так как Эрман тесно с ним работал, - продолжает режиссер, - но мы просто шли по пути обычного разбора русской психологической школы, немножко утрированно. Именно вот от разбора наших внутренних задач и действий родились родились вот такие классические решения. Мы разбирали вопросы прежде всего, что мы хотим, как мы хотим, куда движемся и каковы сверхзадачи со сквозными действиями, как говорил Станиславский.

На сцене разворачивается драма маленького человека, который, неожиданно для себя, оказывается втянутым в круг чужих интересов. Безработный Подсекальников, существующей в этой жизни за счет жены, хотел только одного - научиться играть на трубе и доесть ливерную колбасу. Мечта очень трогательная, но неосуществимая. В порыве безысходности и невыносимости такой жизни Подсекальников обещает покончить с собой. Сгоряча заявив, что застрелиться, он тем самым запустил механизм политический борьбы. Со всех сторон его начинают учить, как правильно нужно умереть и за что именно. За веру, за любовь, за русскую интеллигенцию. Олег Кузнецов гениально сыграл роль главного героя, впечатлительного истеричного никчемного Подсекальникова.

-Такой материал нестандартный и сам предлагает какие-то узнаваемые, так сказать, гоголевские образы, - говорит Олег Кузнецов, - поэтому мы решили проявлять это во всем. При работе приходилось подключать какие-то внутренние струны, но, тем не менее, жанр спектакля психологическая драма, поэтому есть некая дистанция между персонажем и тобой. И вот эту дистанцию нужно уловить. Это бытовая трагедия, и если посмотреть на нее со стороны, то это будет и смешно и грустно одновременно. На фоне каких-то более серьезных вещей, конечно. Мой персонаж, ощущая близость к смерти, сильнее хочет жить.

- Главный герой, конечно, не хочет убивать себя, – подтверждает слова Олега режиссер, - я думаю, что он, как и многие из нас, не хочет брать ответственность за жизнь на себя. И в этих обстоятельствах , каких мы можем оказаться ситуациях, до чего мы можем дойти, так и не беря эту ответственность за свою жизнь . Но героем для меня он становится только в финале. Персонаж Подсекальников, как и все герои этой пьесы, актуален и в наше современное время. Одной из важных тем этой пьесы является именно не желание людей брать ответственность за свою жизнь. У этих людей виноваты все вокруг, но только не он сам. «Моя жизнь не в моих руках, так вот сложились обстоятельства», - говорят они. И каждый по своему идут по этому пути, и что они на этом пути встречают, и какой опять же они делают выбор. Наш герой делает свой выбор в финале. А есть еще такие персонажи, которых нет на сцене. Они лишь подразумеваются. Но это уже вопрос к нашему финальному решению, когда происходит самоубийство другого персонажа. Так почему такая печальная концовка, если сюжет развивался на протяжении всего спектакля сатирично? Почему нельзя было завершить его так же иронично и легко? -Автор взял серьезную тему, несмотря на то, что он филигранный сатирик, эксцентр,. – отвечает на это Екатерина, - Николай Эрдман очень мудрый и глубокий человек, который все же решил скрыть смысл истории. Мы смеемся, потому что вроде как ничего трагичного не происходит, просто недоразумение, но в финале происходит осознание, что все это сказано про нашу жизнь...Это про сегодняшний день, а не про каких-то забавных людей, которые странно двигаются на сцене. Мне кажется, все в жизни имеет и трагическую сторону и смешную. Именно в этом многообразии и объем.

На весах этой истории на одной стороне находится человеческая жизнь, а на другой - идеи и амбиции. Правильно ли то, что люди пытаются свои идеи реализовать через смерть другого человека? Это сложные вопросы, и к сожалению, они имеют место в современной жизни. -В спектакле, конечно, показана метафора, что люди буквально предлагают герою умереть, но на самом деле в жизни происходит по-другому, - соглашается Екатерина, - чаще предлагают умереть ментально за какую-либо идею и за какие-нибудь идеалы. Иногда людьми, которые не знают, что делать со своей жизнью, ими пользуются. Всегда всегда найдутся те, которые знают, что с вашей жизнью делать. В процессе работы над спектаклем я сделала много творческих открытий, -признается Екатерина, - человеческих и профессиональных. Я поражена артистами нашего театра, их энтузиазмом. Мы ведь делали самостоятельную работу, у нас не было денег, никто не ждал нас с распростертыми руками. И уже потом, когда мы показали начало работы, нам сказали, продолжайте. В этом смысле было много открытий. Ты берешь пьесу, которая тебя цепляет изначально, и ты не знаешь даже почему. И мне кажется, что во мне была эта пьеса изначально, до того, как я ее прочла.


Фото Евгений Чесноков







Избранные посты
Недавние посты