В каждой сказке есть доля сказки. «Черная курица» в РАМТе


Родители! Отправляясь с ребенком на новую премьеру в РАМТе, спектакль «Черная курица», не забудьте, а вернее, вспомните, что книга Погорельского это не счастливая сказка, не радостная история с нравоучительной моралью. Что-то было такое таинственное, мрачное, даже зловещее в этой, казалось бы, обыденной детской повести про мальчика Алешу, нафантазировавшего себе встречу с волшебной Чёрной курицей и оказавшегося в подземном царстве. Детское воображение трепетало от чувства чего-то неуловимо страшного и непонятного, чем веяло со страниц повести, а детский ум отмечал и не совсем верил в рациональное объяснение произошедшего с главным героем, дескать «заболел и всё ему приснилось».

Все эти волнительные ощущения будут присутствовать и в новом спектакле, для которого сложно обозначить возрастные рамки, позволяющие не воспринимать его как horror (слишком рано) или детскую выдумку (уже поздно).

Чёрная курица стала проводником Алёши в магический мир, подземное царство со своим королём и жителями, со своими законами и требованиями, который не менее реален, чем материальный мир. На пути перехода они встречают двух голландских старушек, странного кота и других невообразимых уму персонажей, которых нельзя трогать и с которыми нельзя общаться, потому что они «разбудят» неких грозных рыцарей-стражей. Вообще, использование термина «перехода» само по себе всегда идёт в связке с эзотеричностью, которой эта сказка, надо признать, насыщена очень плотно. Как можно «перейти» из реального мира в мир грёз, сновидений, тонких материй, пятое измерение?

В спектакле это показано потрясающе – с помощью прозрачных колышущихся пластин, которые искажают перспективу и размывают контуры фигур настолько убедительно, что вызывают у зрителя головокружение и чувство дезориентации в пространстве – настоящую шаманскую трансформацию сознания. Декорации «нижнего мира» и костюмы его обитателей, выполненные в космо-футуристичном духе Сальвадора Дали, производят ошеломляющее впечатление на зрителей. Оригинальная сценография ярко подчеркивает разность двух миров — лаконично-обыденного, в котором живут мальчики из санкт-петербургского пансиона XIX века. и причудливо-фантастического, сюрреалистического мира подземных жителей, который есть то ли сон, то ли явь.

Спектакль получился непростым, многогранным, многосмысловым, а с учётом того, что Алексей (Алёша) Погорельский, автор книги, был масоном (Антоний это его псевдоним) ещё и чрезвычайно загадочным.

В основе лежит вполне здравая мысль – таланты нам не принадлежат, они подарок от Создателя, распоряжаться ими надо бережно и честно, без гордыни, лени и тщеславия, иначе последует наказание. Наказание тоже своего рода опыт, особое переживание, осознание содеянного и раскаяние способствуют духовному росту человека. Чтобы расшифровать все «уровни подтекста» зрителю придётся доверять собственной интуиции, внутренним подсказкам о том, что здесь есть правда, а что вымысел, чему можно верить, чему нет, а не послушно соглашаться с предлагаемым готовым резюме.

Чёрную курицу, Чернушку великолепно сыграл Максим Керин, который сказал, что в работе над ролью ему помог опыт, приобретённый в театральном училище на первом курсе, в виде студенческих тренингов, когда пластикой и голосом нужно показать то или иное животное так, чтобы зритель сразу догадался кто это. Также он часами смотрел видео и ходил в зоопарк наблюдать за курами, их поведением, пытаясь поймать их характер. Перед ним стояла сложная задача, с одной стороны, быть курицей, с другой быть гипертрофированным сказочным персонажем, который рождается в воображении Алёши и становится его другом, наставником, заменяя даже отчасти родителей.

По словам режиссёра-постановщика Екатерины Половцевой, художник-постановщик спектакля заслуженный художник России Эмиль Капелюш сотворил чудо, совместив обычный театр с кукольным. В постановке можно увидеть большое разнообразие кукольного мира: и теневой театр, и тростевые куклы, куклы большие и куклы маленькие, есть даже японские.

Весь спектакль выстроен как танец, в нём много сцен, где каждое движение отточено и кажется естественным, в этом есть большая заслуга хореографа Дмитрия Бурукина. В спектакле «за кадром» невидимой остаётся большая постановочная труппа, которая постоянно перемещается за декорациями и кулисами, работа там идёт сложная и без остановки.

Спектакль психологический и философский, не оставит никого равнодушным, а финал всё же не столь безутешен как в книге. Чёрная курица простит Алёше его слабости и подарит слова любви. Это очень важно – быть прощённым за дурные поступки и быть любимым. Вот так создателями спектакля в каждого зрителя будут заложены волшебные зёрнышки доброты, порядочности и благородства, которые когда-нибудь обязательно дадут свои всходы

Исполнитель главной роли Максим Керин

 

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

 

 

 

 

Please reload

Избранные посты

«Малефисента: Владычица тьмы»

October 8, 2019

1/8
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив